Ремонт крупногабаритных шин российскими вулканизаторамиЗнаете ли Вы, что до 60% поврежденных крупногабаритных шин можно отремонтировать? Причем максимальный размер повреждения, которое можно отремонтировать, составляет 480 мм (боковой порез). Подробнее...

 
 
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 

Шины для строительной и карьерной техники. Каким образом поддержание хорошего состояния подъездных дорог сказывается на сроке эксплуатации шин?

Раньше шины просто включались в текущие производственные расходы. Расходы на ремонт и замену шин за весь срок службы транспортного средства обычно обходились владельцам карьеров в сумму, равную изначальной стоимости большого карьерного самосвала. Сегодня, когда спрос беспрецедентен, а производство не может его удовлетворить, шины более не рассматриваются лишь как текущие расходы. Они исключительно важны для работы парка грузового транспорта.
«Этот дефицит не будет преодолен ни в этом году, ни в следующем, ни еще через год, — утверждает Пит Холман, старший консультант компании Caterpillar Global Mining. — Производителям потребуется некоторое время, чтобы привести производство в соответствие спросу. Таким образом, карьерам необходимо приложить усилия со своей стороны, чтобы продлить срок эксплуатации уже используемых шин. И единственный способ это сделать — пересмотреть организацию и способы работы на площадке. Сейчас шины эксплуатируются аккуратно, не так, как раньше».
Около 80% всех крупногабаритных шин приходят в негодность еще до такого, как они окончательно стираются. Около 45% шин приходят в негодность из-за порезов, а почти 30% — в результате проколов. Одна из самых важных мер, которые может предпринять карьер для того, чтобы предохранить шины от такого преждевременного выхода из эксплуатации, — поддержание хорошего состояния подъездных дорог. «Порезы и проколы происходят в основном из-за просыпания груза на подъездных дорогах, — считает консультант по вопросам эксплуатации компании Caterpillar Кент Клифтон. — Когда вы ведете легковой автомобиль, объехать большой камень очень просто. В случае с карьерным самосвалом дело обстоит иначе: к тому времени как вы заметите лежащий на дороге камень, будет уже слишком поздно.

ПРОЕКТИРУЙТЕ ДОРОГИ С УМОМ

Клифтон, посетив множество разработок по всему миру и познакомившись с лучшим опытом эксплуатации, считает, что первым шагом является соответствующий проект дороги. Лучшие дороги технического назначения должны иметь приподнятые прямые участки, закругленные пологие повороты, обочины, обеспечивающие безопасность, и сточные канавы по обеим сторонам.
При прохождении поворотов на шину может оказываться большое боковое давление, которое приводит к преждевременному износу и отслоению резины. Технология укладки дороги, при которой внешний край полотна дороги находится на более высоком уровне по отношению к внутреннему краю при повороте с поперечным уклоном, помогает ослабить влияние бокового давления.
При правильном проектировании такая технология способствует выравниванию нагрузки и площади шины, снижая боковое давление на каркас шины, а также стирание и износ трущейся поверхности. К тому же она позволяет использовать грузовые автомобили в наиболее благоприятном скоростном режиме, что означает меньшее стирание тормозов и расход энергии: эти факторы износа также негативно влияют на срок эксплуатации шин и их компонентов.
Уклон зависит от радиуса поворота и необходимой скорости его прохождения. Поскольку повороты с боковым уклоном могут создавать определенную опасность при скользком дорожном покрытии, уклон, превышающий 10 процентов, должен использоваться с особой осторожностью.
Другой подход к укладке дороги с такими поворотами — просчитать безопасную скорость прохождения поворота при определенном боковом давлении на шину. Как правило, 20% боковой коэффициент сцепления с дорогой безопасен при всех дорожных условиях, кроме скользкого покрытия.
Угол продольного наклона также важен, поскольку он влияет на распределение массы груза по осям. По словам Клифтона, идеальное распределение массы груза составляет 33 процента на переднюю ось и 66 процентов — на заднюю. Идеальный угол наклона составляет от 8 до 10 процентов с сопротивлением качению 2 процента и менее.
Также важно помнить о том, что подъездная дорога на карьерных разработках начинается с загрузочной стороны и заканчивается в месте выгрузки. Правильно спроектированная зона отгрузки и выгрузки также увеличивает срок эксплуатации шин и уменьшает просыпание груза, которое, в свою очередь, является причиной повреждения шин. Организация такой зоны должна позволить водителю грузового автомобиля быстро заехать, развернуться и сдать назад. «Не желательно вращать руль и выворачивать колеса, когда самосвал не находится в движении, поскольку в этом случае покрышки трутся о камни, а это способствует износу», — говорит Клифтон.
Также важна и ширина дороги. «Дороги должны в три раза превышать ширину самого большого грузового автомобиля, поскольку в этом случае шины не будут касаться обочины, и нет опасности съезда в сточную канаву», — полагает он.
Крайне важно также использовать соответствующие материалы для укладки и поддержания дорожного полотна в должном состоянии. Если поверхность дороги технического назначения мягкая или влажная, сопротивление качению велико и шины утапливаются, что означает контакт боковой стенки с грязью. Это может способствовать стиранию резинового покрытия шин.
Обычно, когда поверхность мокрая, сопротивление качению также высоко, и это представляет собой еще одну угрозу для покрышек. «Влажная поверхность приводит к пробуксовке колес. А когда происходит пробуксовка, нет сцепления шин с дорожной поверхностью, и резина просто сгорает», — предупреждает Клифтон.

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ В ЧИСТОТЕ

Проектирование подъездной дороги оказывает значительное влияние на срок эксплуатации шин, но наиболее серьезную угрозу представляют камни на дороге грузовых перевозок, приводящие к проколам и порезам. Когда шина входит в контакт с камнем, это может привести к разрушению протектора или стать причиной отслоения части протектора, что сильно снижает структурную целостность шины.

По словам Клифтона, одним из самых важных моментов для дорожного покрытия подъездных путей к карьерам является его чистота и отсутствие камней и других отходов. И если об этом своевременно позаботиться, то результаты не заставят себя ждать. «На некоторых карьерных разработках ресурс шины варьируется от 4000 до 5000 часов, — говорит Клифтон. — Но на открытой разработке угольного карьера компании Pine Branch Coal, в восточной части США, ресурс эксплуатации шины в среднем составляет 11 400 часов. Они работают практически в самых критических условиях для эксплуатации шин. Если можно продлить ресурс шины в условиях эксплуатации в восточной части, то это значит, что его можно продлить где угодно».

Владелец компании Pine Branch Дейв Дафф, который вот уже 50 лет трудится в горнорудной промышленности, говорит, что поддержание дорожного покрытия в надлежащем состоянии должно стать приоритетной задачей. «Это огромный труд, но без него не обойтись, — говорит он. — Мы стараемся достичь максимальных результатов в этом отношении. Если вы хотите, чтобы дорожное покрытие было в порядке, то за его состоянием нужно следить. И мы — не исключение в этом вопросе».
«Самое главное — средства связи, — продолжает он. — У нас у всех есть рации, и когда кто-нибудь видит камень на дороге, он сразу же докладывает об этом, и камень убирают. Это и есть командная работа». У компании Pine Branch есть оборудование, предназначенное для очистки дорожного покрытия от камней. «Мы называем их „охотники за камнями“, — говорит Дафф. — У нас есть небольшие тракторы, которые оснащены скребками. И мы используем их там, где произошел обвал породы или появились камни». Эти машины не только собирают камни, но также заделывают выбоины, засыпая их спрессованной грязью и мелкими камнями.
Компания Pine Branch также уделяет большое внимание правильной технике смачивания дорожного покрытия. Помимо того, что мокрое дорожное покрытие ведет за собой потерю сцепления, оно также делает обломки породы более опасными для шин. «Мокрый камень в два раза острее, чем сухой, — говорит Дафф. — Мы стараемся найти золотую середину. Чтобы видеть камни на дороге, нам нужно осаждать пыль. Но понятно, что нельзя увлажнять дорожное покрытие слишком сильно».

ОБУЧАЙТЕ ОПЕРАТОРОВ

Подготовка операторов важна во всех аспектах деятельности карьерных разработок, и продление ресурса шин — не исключение. Операторы грейдеров должны обладать квалифицированными знаниями в отношении того, как поддерживать состояние дорожного покрытия, чтобы продлить ресурс эксплуатации шин. Водители грузовых автомобилей должны знать, каким образом навыки вождения отражаются на состоянии шин.
«Следите за грузом и следите за скоростью, — говорит Холман. — Проверяйте давление в шинах. Следите за тем, чтобы на дороге не было камней и обломков. Будьте осторожны на поворотах». «Что касается продления ресурса шин, то здесь многое зависит от того, кто управляет машиной», — говорит Дафф.

ВКЛАДЫВАЙТЕ СРЕДСТВА

Контроль состояния дорожного покрытия иногда становится менее приоритетным, чем транспортировка груза. «За состоянием дороги следит не оператор грейдера, а водитель грузовика, потому что грузовик перевозит то, что приносит деньги, — говорит Клифтон. — Но если состояние дорожного покрытия плохое, это может привести к прекращению транспортировки, потому что у грузовиков не будет шин, и вы потеряете деньги, которые могли бы получить от эксплуатации данного грузового автомобиля».
«Конечно, поддержка состояния дорожного покрытия влечет за собой расходы, но они этого стоят, — говорит он. — Хорошие дороги улучшают производительность, продлевают срок годности покрышек и снижают производственные затраты».

В ЧЕМ ПРИЧИНА ДЕФИЦИТА ?

Отсутствие крупногабаритных шин является проблемой горнодобывающей промышленности последние четыре года, при этом недостаток предложения варьируется от 20 до 30 процентов. Но чем вызван данный дефицит? Профильные эксперты говорят о колоссальном спросе на оборудование для карьеров в связи с высокими потребительскими ценами. Эта ситуация также осложняется недостаточными инвестициями в отрасль в конце 90-х годов прошлого века и начале нашего века.
Для большинства производителей шин сектор производства крупногабаритных шин является очень незначительным по отношению ко всему производству. Было время, когда вложения в строительство заводов по производству крупногабаритных шин едва окупались. В то же время, цены на шины были низкими и на протяжении 20 лет не демонстрировали тенденции к росту. Когда на оборудование для карьеров начался сильный спрос, производители просто оказались не готовы.
«Все оказались застигнутыми врасплох, — говорит Пит Холман, старший консультант компании Caterpillar. — Глобальный спрос колоссален и носит невиданный характер, а у производителей нет ресурсов, чтобы обеспечить необходимое предложение».
Горнодобывающие компании указывают на промышленный рост Китая, Индии и других развивающихся стран как на главную причину роста спроса на ископаемые материалы. «Чтобы страны могли развиваться, им необходимы соответствующие материалы, — говорит Холман. — И множество таких товаров обеспечивает горнодобывающая промышленность».
В связи с тем, что добывающие компании работают денно и нощно над задачей удовлетворения спроса на материалы, им необходимо расширять автопарк. Согласно данным компании Parker Bay, которая занимается исследованиями в области производства оборудования для горнодобывающей промышленности, за последние три года количество машин в автопарках увеличилось почти на 40
процентов (по состоянию на 31 декабря 2006 года).
Компания Parker Bay определила, что в открытых разработках задействовано 16 425 многотонных грузовиков, работающих на более чем 1000 больших карьерных разработках в более чем 70 странах мира. Это увеличение сопровождалось вводом в эксплуатацию более чем 4400 новых грузовиков за период с 2004 по 2006 годы, что явилось самым крупным показателем в области производства грузовых автомобилей для горнодобывающей промышленности за трехлетний период. В то же самое время, многие карьеры не стали списывать старые грузовики или заменять единицы старого оборудования (либо их собственного, либо приобретенного на рынке использованного оборудования). Напротив, они снова ввели их в эксплуатацию, чтобы удовлетворить свои потребности в связи с растущим спросом.
Когда изменится эта ситуация?
Компания Caterpillar полагает, что дефицит сохранится еще года три-четыре. «Данная ситуация еще какое-то время останется без изменений по крайней мере до 2010 года. Нынешнее оборудование уже исчерпало свой ресурс. Наши клиенты надеются пережить дефицит, при этом многие из них ожидают, что в ближайшее время положение улучшится», — говорит Холман.
«Крупные производители шин стараются удовлетворить растущий спрос и уже ведут соответствующие работы, наращивая мощности, — утверждает Дэн Гоув, директор отдела по производству комплектующих частей компании Caterpillar. — Эти старания требуют значительных инвестиций в развитие отрасли специального оборудования. Понадобится еще два-три года, прежде чем модернизированные мощности выйдут на новые рубежи».
Компания Caterpillar помогает клиентам найти способы продления ресурса эксплуатации шин путем внедрения проектов по максимальному продлению срока эксплуатации шин, используя протекторы с диагональным кордом, а также разрабатывая способы восстановления их покрытия. «Шины очень важны для успешной работы наших клиентов, — говорит Холман. — И хотя мы не производим шины, они важны и для нашей успешной работы».

ГРЕЙДЕР, КОЛЕСНЫЙ БУЛЬДОЗЕР ИЛИ ГУСЕНИЧНЫЙ ПОГРУЗЧИК?

При эксплуатации на подъездных дорогах грейдеры, колесные бульдозеры и гусеничные тракторы рекомендуется использовать в следующих целях:


Грейдеры и колесные погрузчики

  • строительство и обслуживание подъездных дорог
  • расчистка покрытия после проведения взрывных работ
  • расчистка зоны погрузки
  • расчистка от пыли
  • восстановление дорожного покрытия
  • уборка снега

Гусеничные тракторы

  • строительство подъездных дорог
  • работа с использованием бульдозера на расстояниях до 500 футов (152 м)
  • работа по уборке отработанной породы
  • работа по отвалу породы
  • строительство подъездных дорог
  • восстановление и подрывка


По материалам «Viewpoint: perspectives on modern mining» / Caterpillar Global Mining / 2007:№1