Ремонт крупногабаритных шин российскими вулканизаторамиЗнаете ли Вы, что до 60% поврежденных крупногабаритных шин можно отремонтировать? Причем максимальный размер повреждения, которое можно отремонтировать, составляет 480 мм (боковой порез). Подробнее...

 
 
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 

Развитие открытого способа добычи угля в России

В.Д.Грунь, к.т.н., ГУ «Соцуголь»

В.Г.Килимник, к.т.н., Н.В.Ефимова, ФГУП ЦНИЭИуголь

В России с начала ХХ в. происходило постепенное увеличение добычи угля. Если в 1900 г. общий объем добычи угля составлял 16142 тыс. т, то в 1910 г. он уже превышал 25000 тыс. т, а в 1915 г. достиг 31446 тыс. т. При этом рост объемов добычи угля осуществлялся в основном за счет развития подземного способа разработки. До образования СССР в 1922 г. добыча угля открытым способом имела место в незначительных объемах. С 1908 г. открытую добычу угля производили в районе Забайкалья на небольших разрезах: «Тереховский», «Жерековский», «Сибирский». В Восточной Сибири на Черемховском месторождении в эксплуатации находился разрез «Натальинский». Кроме того, открытая разработка угля велась на Ткибульском, Богословском и Копейском месторождениях [1]. Вскрышные и добычные работы осуществлялись вручную, а доставка горной массы из забоев производилась с помощью конной тяги.

Развитие добычи угля открытым способом сдерживалось низким техническим уровнем развития страны и почти полным отсутствием техники для открытых работ. Путиловский завод, выпускавший в то время экскаваторы, изготовил до 1915 г. для всей горнодобывающей промышленности и земляных работ всего 25 паровых экскаваторов на железнодорожном ходу с ковшами вместимостью до 2.3 м3. Уровень объемов добычи открытым способом до 1928 г. не превышал 300 тыс. т в год.

Интенсивное развитие открытого способа добычи в СССР началось с 1940-х. С 1932 г. по 1940 г. последовательно были введены в эксплуатацию угольные карьеры на Коркинском, Богословском, Райчихинском и Черемховском месторождениях и в Карагандинском бассейне. В 1933 г. было добыто 550 тыс. т , в 1937 г. объемы добычи угля открытым способом достигли уже 2500 тыс. т.

В октябре 1938 г. СНК СССР были приняты меры по улучшению технической оснащенности открытых разработок угля. Для разрезов, находившихся в эксплуатации, было выделено значительное количество горного и транспортного оборудования, которое высвободилось на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Кроме того, Торецкий машиностроительный завод начал изготавливать 20-тонные думпкары, а в начале 1940 г. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) начал поставлять на разрезы электрические экскаваторы на гусеничном ходу с ковшом вместимостью 3 м3. Техническая оснащенность открытых разработок, однако, все еще оставалась на низком уровне. Парк действовавших экскаваторов был разнотипным, большую его часть составляли машины иностранного производства. Всего насчитывалось 20 типов и моделей экскаваторов при 9 размерах вместимости ковшей. Средняя вместимость ковша составляла 1.8 м3. В конце 1940 г. парк одноковшовых экскаваторов для разрезов насчитывал 93 единиц.

Резкий рост объемов добычи угля открытым способом произошел за годы Великой Отечественной войны: в 1941 г. – 6979 тыс. т, в 1942 г. – 8795, 1943 г. – 12754, 1944 г. – 15458, в 1945 г. – 17780 тыс. т. Бурение взрывных скважин по породам вскрыши производили с помощью станков канатно-ударного бурения «Металист», с 1945 г. широкое применение получил станок БУD2 – лучший из этого типа станков.

Для бурения скважин по углю был создан станок БСD10/25 вращательного бурения со шнековым исполнительным органом. С 1950 г. вскрышные породы обуривались станками СВБD150 на гусеничном ходу. Для транспортирования вскрышных пород и угля применялись паровозы и 20-тонные думпкары.

За годы первой послевоенной пятилетки было введено в эксплуатацию 12 угледобывающих карьеров общей годовой производственной мощностью 11.2 млн. т. В этот период отечественные машиностроительные заводы начали производить мощные экскаваторы-драглайны с ковшами вместимостью 10–14 и 20 м3, 50-тонные думпкары, электровозы, началось внедрение крановой переукладки железнодорожных путей, транспортно-отвальных мостов, бестранспортной системы разработки вскрышных пород. Внедрение экскаватоов-драглайнов ЭШD14/75 и ЭШD15/90 позволило расширить область применения бестранспортной системы на Райчихинском и Черемховском месторождениях, в Кузнецком и Подмосковном бассейнах.

В конце 1955 г. на разрезах отрасли работали 746 одноковшовых экскаваторов, 212 бульдозеров, 890 ленточных конвейеров, 3109 думпкаров, 66 кранов, 101 путепередвигатель, 454 буровых станка. Средняя вместимость ковша одноковшового экскаватора к концу 1955 г. составила 2.9 м3 . За период 1940–1955 гг. среднесписочная численность рабочих по добыче угля на разрезах была увеличена с 7 тыс. до 30.4 тыс. человек, или в 4.3 раза; среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля на разрезах за этот период возросла с 65.7 до 177.4 т, или в 2.7 раза. В конце 1955 г. годовая производительность одноковшового списочного экскаватора на вскрыше составила 804.9 тыс. м3, на добыче – 421.4 тыс. т; в конце 1965 г., соответственно, 1061.8 тыс. м3 и 620.6 тыс. т.

Параллельно с созданием мощных шагающих экскаваторов осуществлялось и совершенствование буровой техники: был налажен выпуск станков вращательного бурения и более прогрессивных станков шарошечного бурения ВСШD1, впоследствии замененных моделью СБШD200Н. В 1964–1970 гг. на разрезы начали поступать тепловозы, постепенно вытеснившие электровозы, что привело к устранению из технологической цепочки карьеров процесса переноса контактной сети.

В дальнейшем происходило интенсивное техническое переоснащение парка экскаваторов: вместо устаревших машин СЭD3, ЭШD4/40, ЭШD6/60 были введены в эксплуатацию новые экскаваторы повышенной единичной мощности – ЭКГD8, ЭКГD12,5, ЭВГD35/65, ЭШD25/100, а в 1977 г. на разрезе «Назаровский» был сдан в эксплуатацию самый мощный отечественный шагающий драглайн ЭШD100/100 с ковшом вместимостью 100 м3 и длиной стрелы 100 м. На добыче угля начали внедряться роторные экскаваторы производительностью 630, 1200, 3000 и 5000 м3/час. На транспортировке вскрышных пород и угля была полностью вытеснена паровая тяга.

В 1976 г. на разрезах СССР насчитывалось 863 локомотива, в т. ч. 306 электровозов, 130 тяговых агрегатов с автономным питанием, 412 тепловозов, более 2000 автосамосвалов БелАЗD540 и БелАЗD548 грузоподъемностью 27 и 40 т, соответственно, 3035 думпкаров грузоподъемностью 105–180 т [2]. На некоторых карьерах стали использоваться ленточные конвейеры для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых.

В условиях повышения уровня механизации основных работ на карьерах происходило динамичное увеличение доли добычи угля открытым способом в общей добыче угля по Минуглепрому СССР (рис. 1).

Рис. 1 Динамика роста доли добычи угля открытым способом 

Рис. 1 Динамика роста доли добычи угля открытым способом

В 1992 г. доля добычи угля открытым способом в общей добыче угля по Российской Федерации составила 56.4%. При этом состав локомотивного парка разрезов насчитывал 804 ед., из них: 44 электровоза, 177 тяговых агрегатов, 583 теплововоза. В эксплуатации находилось 4599 думпкаров, 216 кранов на железнодорожном ходу, 1540 бульдозеров, 668 буровых станков различных марок, 490 конвейеров, 887 вагонов-дозаторов, 145 гусеничных кранов, 1 транспортно-отвальный мост, 171 путепередвигатель, 52 гидромонитора, 157 углесосов, 74 снегоочистителя и др. [3].

Основной угольной базой современной открытой добыв России являются Канско-Ачинский и Кузнецкий бассейны. В условиях реформирования угольной отрасли с 1992 г. происходило сокращение числа шахт и увеличение числа разрезов.

За период 1992–2006 гг. число разрезов в России увеличилось с 65 до 124. Происходили количественные и качественные изменения структуры парка оборудования разрезов.

В рыночных условиях хозяйствования угледобывающие предприятия отрасли начали приобретать и импортное оборудование. В условиях технического переоснащения угледобывающих карьеров в 2006 г. введено в эксплуатацию 23 экскаватора (в т. ч. 13 импортных), 11 погрузчиков (7), 48 буровых станков (9), 46 бульдозеров (27), 167 карьерных технологических автосамосвалов (7), 8 полнокомплектных железнодорожных составов – электровозы, тепловозы, думпкары [4]. В конце 2006 г. на разрезах отрасли находилось в эксплуатации 1673 экскаватора отечественного и иностранного производства (табл. 1), 2320 технологических автомобилей грузоподъемностью до 200 т и выше, 7 электровозов, 78 тяговых агрегатов, 47 тепловозов [5].

Табл. 1 Изменение структуры парка экскаваторов на разрезах угольной отрасли России, ед.

Табл. 1 Изменение структуры парка экскаваторов на разрезах угольной отрасли России, ед.

За период 1992–2006 гг. годовая производительность списочного одноковшового экскаватора на вскрыше возросла на 8% с 1338 тыс. м3 до 1445 тыс. м3, на добыче на 17.3% – с 658 тыс. т до 772 тыс. т.

На рис. 2 представлены данные по наличию производственных мощностей разрезов и добычи угля открытым способом по угольной отрасли [6].

Рис. 2 Динамика суммарной производственной мощности разрезов (на конец года) и фактической добычи угля открытым способом по угольной отрасли 

Рис. 2 Динамика суммарной производственной мощности разрезов (на конец года) и фактической добычи угля открытым способом по угольной отрасли

Наивысший уровень освоения производственных мощностей разрезов за период с 1992 по 2006 г. наблюдался лишь в 2000–2001 гг. и в 2003 г. В целом же уровень освоения остается неизменным и достигает 88.1% в 1992 г. и 88.3% в 2006 году.

К сожалению, достаточно медленно происходит и увеличение производительности труда рабочих по добыче угля на разрезах (рис. 3).

Рис. 3 Сравнительные данные среднемесячной производительности труда рабочего по добыче угля в отрасли, на разрезах и шахтах
 

Рис. 3 Сравнительные данные среднемесячной производительности труда рабочего по добыче угля в отрасли, на разрезах и шахтах 

Однако на некоторых разрезах отрасли в условиях эффективной организации работ достигнуты мировые уровни основных показателей результатов труда. Например, в 2005 г. на разрезе Бородинский годовой объем добычи угля составил 19449.7 тыс. т при среднемесячной производительности труда рабочего по добыче угля 873.3 т, на разрезе Талдинский – 8328.2 тыс. т (466.1 т), на разрезе Мугунский – 5435.4 тыс. т (638.0 т), на разрезе Междуреченский – 6016.6 тыс. т (280.4 т), на разрезе Березовский – 5063.6 тыс. т (457.7 т). И это не полный перечень эффективно работающих разрезов отрасли за годы рыночного развития экономики России [6].

Повышение активности в экономике и коммунально-бытовом секторе страны требует увеличения энергопотребления в региональных энергосистемах. Почти во всех регионах страны увеличивается отложенный спрос, характеризующийся высоким процентом неудовлетворенных заявок на новые подключения к электрическим сетям. В этой связи Правительством Российской Федерации подготовлена и утверждена 19 апреля 2007 г. новая «Программа перспективного развития электроэнергетики», в стадии доработки находится «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года», которая также будет утверждена Правительством РФ [7].

Табл. 2 Прогноз динамики объемов добычи углей в России, млн. т 

Табл. 2 Прогноз динамики объемов добычи углей в России, млн. т

Согласно этим документам планируется увеличение объемов добычи угля в Российской Федерации (табл. 2). В настоящее время объем добычи угля открытым способом в общем объеме добычи по отрасли составляет 65%. К 2020 г. прогнозируется увеличение его доли до 75%. Следуя этому условию и ориентируясь на умеренный, более реальный вариант увеличения объемов добычи угля открытым способом в общем объеме добычи, установлено, что до 2020 г. ежегодный прирост производственных мощностей разрезов отрасли должен составлять в среднем 9 млн. т. Такие темпы вполне возможны. Следует отметить, что за период 2002–2006 гг. ежегодное увеличение мощностей в среднем составило 12.7 млн. тонн.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Угольная промышленность СССР. 1917–1967. М., Недра, 1969.

2. Графов Л.Е. Угольная промышленность СССР за 60 лет. Обзор. М., Минуглепром СССР. ЦНИЭИуголь, 1977.

3. Угольная промышленность Российской Федерации. Обобщение и систематизация производственно технической отчетности по концернам, ассоциациям, объединениям и самостоятельным предприятиям угольной промышленности за 1992 год / ЦНИЭИуголь, М., 1993. т. 2.

4. Угольная промышленность России в 2006 году: информационно аналитический обзор. М.: Росинформуголь, 2007. 54 С., илл.

5. Угольная промышленность Российской Федерации в 2006 г.: сборник статистических показателей. М.: Росинформуголь, 2007. т. 2. с.172.

6. Угольная промышленность Российской Федерации в 2006 г.: сборник статистических показателей. М.: Росинформуголь, 2007. т. 3. с.114.

7. Щадов В.М. Электроэнергетика и уголь России – прогнозы, перспективы, проблемы //Уголь. 2007. №5.

журнал «Горная Промышленность» специально для РИА «Горная Промышленность»